Краткое изложение православной веры
Понимание православной веры, тесно связано с правильным поведением в православной церкви. Поэтому мы также решили поместить здесь краткое изложение православной веры, заимствованное из одноименной брошюры (с некоторыми сокращениями), изданной в Москве издательством «Братство Иоанна Богослова» в 2014 году.

О БОГЕ

Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим Словом. Бог – Высочайшее Существо. Ему нет равного никого и нигде – ни на земле, ни на небе. Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один – Троица Единосущная и Нераздельная. Великую тайну Святой Троицы наш слабый человеческий ум не может понять.



О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Крест есть орудие, или знамя победы Христовой над грехом и смертью. Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца символизируют нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца прижатые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествию Своем на землю, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы – Божественную и Человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные таким образом пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, на правое и потом левое плечо – для освящения наших сил телесных.

Креститься нужно в начале молитвы, во время молитвы, а также когда входим в храм, прикладываемся ко кресту, к иконе. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни.

О ПОКЛОНАХ

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, при усиленной молитве, когда мы, кланяясь и становясь на колени, касаемся головой земли.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Священники осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают ИС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением, сложив руки крестом (правую ладонь на левую).

О СВЯТЫХ ИКОНАХ

Иконой, или образом, называется изображение Господа Иисуса Христа, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это освящается, посредством чего иконе сообщается благодать Святого Духа и икона чтится нами как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например исцеляет больных.

Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона – не Сам Господь или угодник Божий, а лишь изображение Господа или угодника Божиего. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или Святому, который на ней изображен.

О ХРАМЕ

Храм (церковь) есть особый дом, посвященный богу, в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение священнослужителей.

Над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою с крестом во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится колокольня. Внутри храм разделяется на три части: притвор, собственно храм, где стоят молящиеся и алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится святой престол.

Храм есть святое место, где мы должны держать себя тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, поворачиваться спиной к алтарю.



МОЛИТВА

Молитва есть разговор наш с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда нам что-нибудь нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верой и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.

Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути – потому что Бог вездесущ.

Для выражения наших чувств к Богу и к святым Его угодникам Церковью даны нам разные молитвы.

КРАТКИЕ МОЛИТВЫ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

(Во имя – именем, в честь, в славу). Молитва эта называется начальной, ее произносим прежде всех молитв.

Господи, благослови! Эту молитву мы произносим при начале каждого дела.

Господи помилуй! (Помилуй – будь милостив, прости). Молитва эта – древнейшая и общая у всех христиан; ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы произносим эту молитву три раза. Произносим ее также двенадцать раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи; произносим сорок раз для освящения своей жизни.

Слава тебе, Боже наш, слава Тебе! Это – хвалебная молитва Господу Богу. Поизносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу и за его милости нам.

МОЛИТВА МЫТАРЯ

Боже, милостив буди (ударение на первый слог) мне грешному.

Молитва эта мытаря (сборщика налогов), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи спасителя. Два человека пошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой - мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так «Благодарю тебя, Боже, что я не такой грешный как мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь». А мытарь, сознавая себя грешным, встал при входе в храм и не смел поднять глаза на небо. Он ударял себя в грудь и говорил «Боже, милостив буди мне грешному!». Богу молитва мытаря была приятнее и угоднее, чем молитва гордого фарисея.

МОЛИТВА ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим о нас перед Спасителем всех святых и Божию Матерь, имеющую особенную благодать спасать нас грешных Своим заступничеством перед Сыном Своим.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ, ИЛИ «ТРИСВЯТИЕ»

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.

Ангельской песнь она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе Престол Божий.

В этой молитве слово Святый повторяется три раза, поэтому она называется «Трисвятое».

СЛАВОСЛОВИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Пресвятая – в высшей степени святая; Троице – Троица, три лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Сын Святой; грехи и беззакония – дела наши, противные воле Божией; посети – приди; исцели – излечи; немощи – слабости, грехи; имене Твоего ради – для прославления имени Твоего.

Молитва эта – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы он посетил и исцелил немощи наши.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть Царство, сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче – Отец; Иже еси на Небесех – Который находится на небесах; да – пусть; светится – прославляется; яко – как; насущный – необходимый для существования; остави – прости; долги – грехи; должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили; искушение – соблазн; лукавого – всего хитрого и злого, т.е. диавола (злого духа).


АНГЕЛЬСКОЕ ПРИВЕТСТВИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва эта называется ангельским приветствием, так как в ней есть слова архангела Гавриила: Радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты женах, которые он сказал Деве Марии, когда возвестил Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира.

САМАЯ КРАТКАЯ МОЛИТВА К БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пресвятая Богородица, спаси нас!

В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы она спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

МОЛИТВА ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас и благословил православную страну – Отечество наше - великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и вообще сохранил нас силой Креста своего.

Made on
Tilda